О районе

О районе
Поселения
Достопримечательности
Почетные граждане

Местное самоуправление

Глава района
Дума Елизовского района
Администрация
Органы Администрации
Официальные документы
Официальное издание
Газета "Елизовские вести"
Муниципальная служба
Административная реформа
Противодействие коррупции
Поздравления

Общество

Интернет-приемная
Безопасность населения
Общественные организации
Прокуратура сообщает
Социологические опросы

Авторизация

Статистика посещений

 

Яндекс.Метрика


Четверг, 12 Ноября 2015 17:41

Мониторинг законодательства в сфере противодействия коррупции

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Исполнительно-распорядительным органом Елизовского муниципального района на систематической основе осуществляется мониторинг действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере противодействия коррупции.

 

По мнению Администрации Елизовского муниципального района нормативный правовой акт высшего уровня должен содержать более действенные механизмы и иметь большую регулирующую силу.

 

Например, понятие коррупции связывается непосредственно с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо с незаконным предоставлением такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Однако, на наш взгляд, коррупция может проявляться и в предоставлении неимущественных прав лишь опосредованно связанных в дальнейшем с получением материальной выгоды. Например, устройство родных и близких коррупционера, а также иных лиц, находящихся в определенных с ним отношениях, на «хорошую» работу, продвижение этих лиц по службе, в том числе назначение (или гарантированное избрание) на должность, которая сама по себе может и не являться высокооплачиваемой, а может быть и вообще не оплачиваемой – например, депутат или помощник депутата, член какой-либо комиссии и т.п.), но дает широкие возможности, например, в плане распоряжения материальными ресурсами, включая установление порядка их распределения, в том числе в интересах коррупционера.

 

Понятие противодействия коррупции связывается с профилактикой коррупции, борьбой с коррупцией, а также с минимизацией и (или) ликвидацией последствий коррупционных правонарушений. При этом ничего не говорится о причинах коррупции и, соответственно, об особенностях деятельности по их устранению. Также ничего не говорится и об обстоятельствах, способствующих проявлениям коррупции, а также затрудняющих борьбу с ней. На наш взгляд, эти обстоятельства находятся в трех основных сферах:

 

а) в сфере экономики;

б) в сфере законодательства;

в) в сфере организационного обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов, включая кадровое обеспечение.

 

Существенным упущением Федерального закона № 273-ФЗ является отсутствие в нем организационного закрепления противодействия коррупции. В статье 5 Федерального закона закреплена возможность создания Президентом Российской Федерации органов по координации деятельности в области противодействия коррупции, но не установлены их компетенция, порядок формирования, отчетность.

 

В статье 6 Федерального закона закреплены основные меры по профилактике коррупции, однако, неизвестно к чьей компетенции относится, и в каком порядке будет проводиться «формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению».

 

Реализация органами местного самоуправления мер по противодействию коррупции на практике, показывает, что в целях дальнейшего развития антикоррупционного поля имеет место необходимость совершенствования федерального законодательства по следующим направлениям:

 

а) в целях формирования правопослушного поведения гражданина необходимо предусмотреть в федеральных образовательных стандартах всех уровней образования требования по созданию у обучающихся стойкого внутреннего убеждения о недопустимости коррупциогенного поведения;

 

б) целям организации более эффективной проверки сведений о доходах может способствовать механизм, при котором вся информация, необходимая для осуществления проверки, концентрировалась бы в одном органе, например, налоговом;

 

в) в целях формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции необходимо разработать на ведомственном уровне курс лекций, бесед, рекомендаций с привлечением ученых, психологов, юристов, работников культуры и др., с целью выработки единого подхода к данной теме.

 

Кроме того, требует детального урегулирования следующий вопрос. Так, Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает, что непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

 

В отношении же лиц, уже состоящих на государственной или муниципальной службе, в случае нарушения ими обязанности по предоставлению указанных сведений предусмотрено освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности.

 

Меры дисциплинарного взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (ст. 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года 25-ФЗ).

 

Таким образом, обязательным элементом состава дисциплинарного проступка является вина нарушителя. Однако непредставление указанных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера может быть и невиновным. Например, супруга (супруг) муниципального служащего может отказаться предоставить такие сведения. В связи с этим требует разъяснения вопрос применения мер дисциплинарной ответственности к муниципальному служащему в таких случаях.

 

Все эти обстоятельства негативно сказываются на эффективности борьбы с коррупцией.

 

По мнению Администрации Елизовского муниципального района наряду с применением в антикоррупционных целях мер административного и уголовно-правового воздействия целесообразно рассмотреть вопрос о более широком использовании гражданско-правовых методов противодействия коррупции.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 января 2014 года № 10 утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее – Положение, правовой акт).

 

Согласно пункту 1 Положения, указанный правовой акт распространяется, в том числе, на муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности.

 

Из правового акта не следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований вправе либо обязаны принять собственные правовые акты, регулирующие соответствующие правоотношения. Положение не содержит требований по изданию актов, необходимых для его применения.

 

Вместе с тем, утвержденное органом исполнительной власти Российской Федерации Положение является типовым, что влечет правовую неопределенность по вопросу необходимости принятия соответствующих правовых актов, в том числе на муниципальном уровне.

 

Мониторинг применения Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») показал, что на федеральном уровне необходимо дать более полные, развернутые определения коррупциогенных факторов, обозначенных Методикой, для максимального сужения возможности их произвольной интерпретации при использовании в практической деятельности по проведению антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов.

 

Указанные предложения направлены в адрес соответствующих уполномоченных органов и, возможно, будут учтены в  правотворческой деятельности.

Прочитано 508 раз Последнее изменение Понедельник, 16 Ноября 2015 15:15
ud


Экстренные телефоны

единой диспетчерской дежурной службы (ЕДДС):

112

8-924-894-04-06

E-mail: edds@elizovomr.ru

eddselizovo@mail.ru

Полезные ссылки

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)