О районе

О районе
Поселения
Достопримечательности
Почетные граждане

Местное самоуправление

Глава района
Дума Елизовского района
Администрация
Органы Администрации
Официальные документы
Официальное издание
Газета "Елизовские вести"
Муниципальная служба
Административная реформа
Противодействие коррупции
Поздравления

Общество

Интернет-приемная
Безопасность населения
Общественные организации
Прокуратура сообщает
Социологические опросы

Авторизация

Статистика посещений

 

Яндекс.Метрика


Пятница, 04 Мая 2018 16:30

Предложения в проект плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

 

Во исполнение распоряжения Правительства Камчатского края от 21.06.2011 № 285-РП Администрацией Елизовского муниципального района в адрес Главного правового управления Губернатора и Правительства Камчатского края направлены предложения в проект плана мониторинга  правоприменения в Российской Федерации.

Исполнительно-распорядительным органом Елизовского муниципального района предложено:

1. Проведение мониторинга в сфере регулирования правоотношений по предоставлению информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещению на официальном сайте в сети «Интернет» и ведению указанного сайта.

 

Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ)  определены особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов.

Согласно пункту 3.3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ  в целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подлежат размещению определенные указанным Законом документы.

Как следует из п. 3.5 статьи 32 того же Закона, размещение таких документов осуществляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

При этом орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать на основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению.

Во исполнение п. 3.5 статьи 32 Закона № 7-ФЗ приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 № 86н утвержден Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» (далее также Порядок).

Как следует из толкования раздела 2 Порядка, предоставление через официальный сайт информации и документов осуществляется учреждением самостоятельно.

Вместе с тем, Законом № 7-ФЗ субъект исполнения соответствующей обязанности определен иным образом.

Кроме того, перечень документов, открытость и доступность которых подлежит обеспечению в установленном порядке, приведенный в пункте 6 Порядка, не согласуется с аналогичным перечнем, содержащимся в пункте 3.3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 07.06.2017 № 113-ФЗ).

 

2. Проведение мониторинга в сфере регулирования правоотношений, связанных с деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 

Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 (далее -Указ) в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Положение).

Как следует из пункта 16 Положения, одним из оснований для проведения заседания соответствующей комиссии является поступившее обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы (далее – обращение о даче согласия на замещение должности).

В соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» такое обращение подлежит рассмотрению в  течение семи дней со дня его поступления.

Вместе с тем, в силу пункта 18 Положения председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии.

При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 18.1 и 18.2 Положения.

Таким образом, из действия указанной нормы выведены правоотношения (в части соответствующих сроков) по рассмотрению:

- заявления государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- заявления государственного служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

- поступившего в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Из вышеизложенного следует, что Положением установлен общий (20-дневный) срок рассмотрения обращения о даче согласия на замещение должности, что не согласуется с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и позволяет комиссии рассмотреть обращение в иные, отличные от установленных указанным Федеральным законом, сроки.

При этом до внесения Указом Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 650 изменений в Положение, дата заседания комиссии не могла быть назначена позднее семи дней со дня поступления информации, что в полном объеме коррелировало с нормой части 1.1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости внесения в Положение соответствующих изменений.

 

3. Проведение мониторинга в сфере регулирования правоотношений по обеспечению деятельности единой государственной информационной системы социального обеспечения.

 

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ) дополнен главой 2.1., определяющей порядок создания, ведения Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).

Как следует из части 8 статьи 6.9, части 4 статьи 6.11 Закона № 178-ФЗ, положение об информационной системе, а также порядок предоставления информации из ЕГИССО устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации 14 февраля 2017 года принято постановление № 181 «О единой государственной информационной системе социального обеспечения» (далее – постановление № 181).

Перечень поставщиков информации в ЕГИССО, как участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием данной информационной системы, определен частью 2 статьи 6.11 Закона № 178-ФЗ, а также пунктом 21 Положения о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденного постановлением № 181 (далее – Положение).

При этом круг соответствующих субъектов, установленный приведенными нормативными правовыми актами, не совпадает, несмотря на необходимость его единого определения.

Указанное противоречие явилось следствием несвоевременного приведения Положения в соответствие с Федеральным законом от 07.03.2018 № 56-ФЗ, которым часть 2 статьи 6.11 Закона № 178-ФЗ дополнена словами «органы местного самоуправления».

В связи с указанным, Закон № 178-ФЗ предусматривает органы местного самоуправления в числе поставщиков соответствующей информации, при этом Положение соответствующего указания не содержит.

Согласно части 5 статьи 6.11 Закона № 178-ФЗ пользователями информационной системы являются поставщики информации, указанные в части 2 той же статьи, в том числе органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 22 Положения пользователями информационной системы являются поставщики информации, указанные в пункте 21 Положения. Толкование указанного нормативного правового акта свидетельствует о том, что органы местного самоуправления правом на доступ к соответствующей информации не обладают, что прямо противоречит Закону № 178-ФЗ и влечет возможность отказа в получении органами местного самоуправления необходимых сведений.

Вместе с тем, в силу ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и нормативным указам Президента РФ.

Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости внесения в Положение изменений в части дополнения пункта 21 после слов «органы государственной власти (государственные органы)» словами «органы местного самоуправления».

 

4. Мониторинг правоприменения в сфере осуществления аккредитации журналистов.

 

Федеральным законом от 05.04.2016 № 94-ФЗ внесены изменения в статью 48 Закона Российской Федерации от 27.12.1991  № 2124-1 «О средствах массовой информации», согласно которым редакция имеет право подать заявку в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Ранее в тексте статьи 48 Закона РФ «О средствах массовой информации», предусматривающей право журналистов на аккредитацию, отсутствовало прямое указание на органы местного самоуправления.

В состав Елизовского муниципального района, расположенного в Камчатском крае, входят 10 поселений, которые являются самостоятельными муниципальными образованиями, с собственными органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 34 того же Закона структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В связи с указанным, возникает правовая неопределенность в применении поименованной выше нормы Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», а именно неясно:

- в какой из перечисленных в статье 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органов местного самоуправления должна подаваться соответствующая заявка;

- орган местного самоуправления какого из муниципальных образований (района или поселения) обладает полномочиями по осуществлению соответствующей аккредитации.

 

5. Проведение мониторинга в сфере исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

 

В соответствии с частью 2 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Указанный вопрос рассматривается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для его разрешения. Принятое решение оформляется процессуальным документом - определением (часть 1 статьи 31.8 КоАП РФ).

Поскольку основанием для возложения обязанности по уплате штрафа на иных лиц, в частности законных представителей, является отсутствие у несовершеннолетнего собственного заработка, основанием для начала соответствующей процедуры является установление указанного факта, что зачастую происходит непосредственно в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку в силу статьи 4.1 КоАП РФ выяснению подлежит, в том числе имущественное положения лица, привлекаемого к административной ответственности (при этом соблюдается регламентированный ст. 31.8 КоАП РФ срок).

В Российской Федерации сложилась противоречивая судебная практика относительно возможности вынесения определения одновременно с постановлением по делу об административном правонарушении, содержащим решение о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности, применении наказания в виде штрафа и завершающим стадию рассмотрения дела об административном правонарушении.

Как следует из решения Молчановского районного суда Томской области от 03 марта 2010 года, статья 32.2 КоАП РФ структурно размещена законодателем в разделе 5 указанного Закона «исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях».

Таким образом, при решении административным органом соответствующего вопроса должны быть приняты во внимание общие положения указанного раздела  КоАП РФ; решение о взыскании штрафа с законного представителя на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении противоречит требованиям КоАП РФ и является незаконным.

Иная позиция отражена в  решении Ульяновского областного суда от 15 апреля 2014 года по делу № 7-94/2014 г., из которого следует, что доводы о том, что вопрос о взыскании штрафа с законного представителя несовершеннолетнего может быть рассмотрен лишь после вступления  постановления о назначении наказания несовершеннолетнему в законную силу, основаны на неверном толковании положений КоАП РФ.

Неоднозначное понимание положений КоАП РФ создает сложность их правоприменения органами, уполномоченными на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие  толкований Верховного Суда Российской Федерации по соответствующему вопросу, неясно – на какой стадии возможно  решение вопроса о взыскании штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей: рассмотрения дела, либо исполнения постановления об административном правонарушении (после его вступления в законную силу).

 

6. Проведение мониторинга в сфере законодательства о местном самоуправлении.

 

6.1. В соответствии с  частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Закон № 131-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 той же статьи).

Как следует из данной нормы, соответствующие вопросы местного значения поселений должны найти отражение, в том числе в основном муниципальном правовом акте района.

Во исполнение части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законодательным собранием Камчатского края принят Закон от 01.07.2014 № 472 «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае».

Учитывая закрепление соответствующих вопросов местного значения за поселениями, в том числе входящими в состав района, соответствующим нормативным правовым актом Камчатского края, представляется нецелесообразным  и неправомерным повторное их перечисление в Уставе района, в том числе по причине отсутствия у района компетенции на закрепление за муниципальными образованиями, входящими в его состав, иных, помимо перечисленных в соответствующем нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, вопросов местного значения.

Также не представляется возможным установить последствия отсутствия в Уставе района соответствующих положений при одновременном их закреплении и в законе субъекта РФ и уставах поселений, а именно - повлечет ли указанное обстоятельство невозможность применения соответствующего закона Камчатского края и решения поселениями соответствующих вопросов местного значения; будут ли в данном случае соответствующие вопросы местного значения считаться закрепленными за поселениями.

Кроме того, неясно в какую структурную единицу основного муниципального правового акта района необходимо включить соответствующие положения.

6.2. Согласно ч.3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам.

При этом принятие представительным органом иных видов правовых актов законом не предусмотрено, притом, что правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения (нормативные правовые акты), могут быть разных  видов и иметь различные наименования (положения, инструкции, правила и др.).

В результате возникает абсурдная ситуация, когда представительные органы, следуя букве закона, вынуждены принимать «решение о принятии решения».

В этой связи представляется целесообразным уточнить данную формулировку закона в той части, что представительные органы принимают решения по процедурным вопросам, а также иные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения, наименования которых устанавливаются уставами муниципальных образований.

6.3. Федеральным законом от 23.06.2014 № 165-ФЗ внесены изменения, в том числе в статью 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющую перечень вопросов, закрепление которых в уставе муниципального образования является обязательным.

Как следует из пункта 9  части 1 указанной статьи, в основном правовом акте муниципального образования должен найти отражение порядок составления проекта местного бюджета.

При этом согласно части 2 статьи 52 того же Закона составление проекта местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с указанным Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (часть 3 статьи 184 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, согласно Закону № 131-ФЗ порядок составления проекта местного бюджета должен быть определен в Уставе муниципального образования, в то время как специальный закон – Бюджетный кодекс Российской Федерации, данным полномочием наделяет местные администрации.

В связи с указанным, возникает правовая неопределенность в применении вышеприведенных правовых норм, а именно неясно – в каком правовом акте должен закрепляться порядок составления проекта местного бюджета – в уставе муниципального образования или правовом акте, принятом местной администрацией.

В целях устранения возникшей в настоящее время правовой неопределенности полагаем, что положения Закона № 131-ФЗ в указанной части подлежат приведению в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

7. Проведение мониторинга в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.

 

В настоящее время для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую гражданам и юридическим лицам необходимо предоставить, в том числе  выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, которые могут быть  получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Данное  требование установлено в пункте 2.1 части 4 статьи 2 Федерального закона от  21 декабря 2004 г. № 172 - ФЗ «О переводе земель или земельных участков из  одной категории в другую».

С учетом перехода на межведомственное информационное  взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных и  муниципальных услуг полагаем необходимым исключить указанные выписки из  числа документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель из одной  категории в другую.

 

8. Проведение мониторинга в сфере наследования выморочного имущества.

 

В соответствии с частью 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Вместе с тем, до настоящего времени соответствующий закон не принят. Вопрос нормами права не урегулирован.

 

9. Проведение мониторинга в сфере безопасности гидротехнических сооружений.

 

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в случае, если затраты, необходимые для возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения, превышают сумму финансового обеспечения гражданской ответственности, определенного в соответствии со статьей 17 указанного Федерального закона, порядок возмещения вреда устанавливает Правительство Российской Федерации.

Вместе с тем, до настоящего времени указанный порядок не определен.

 

10. Проведение мониторинга в сфере законодательства, регулирующего проведение судебной экспертизы.

 

Нормы Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ  «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и процессуальных кодексов, регулирующие порядок производства экспертизы, недостаточно четко согласованы между собой. Так, в отличие от указанного Закона ни ГПК РФ, ни АПК РФ не предусматривают возможности прекращения начатой судебной экспертизы.

В соответствии с нормами Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» комплексная экспертиза рассматривается как частный случай комиссионной. Процессуальные кодексы рассматривают комиссионную и комплексную экспертизы как два самостоятельных вида экспертного исследования, что представляется не вполне точным.

 

11. Проведение мониторинга в сфере трудового законодательства.

 

11.1. Важнейшим принципом в сфере трудового права является также свобода труда. Одним из признаков принудительного труда названо нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Однако ст. 142 ТК РФ закрепляет право работника приостановить работу в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней. Таким образом, допустим принудительный труд в течение 15 дней.

11.2. В соответствии со статьей 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме, в том числе в орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

В состав Елизовского муниципального района, расположенного в Камчатском крае, входят 10 поселений, которые являются самостоятельными муниципальными образованиями, с собственными органами местного самоуправления.

При регистрации предприятия, например, по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа в Елизовском городском поселении, входящем в состав района, местом регистрации можно считать как территорию района, так и территорию входящего в его состав иного муниципального образования – соответствующего поселения.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 34 того же Закона структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В связи с указанным, возникает правовая неопределенность в применении поименованной выше нормы Трудового кодекса РФ, а именно неясно:

1. в какой из перечисленных в статье 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органов местного самоуправления должно направляться соответствующее уведомление;

2. в орган местного самоуправления какого из муниципальных образований (района или поселения)  работодателю необходимо направить уведомление о произошедшем несчастном случае.

В указанной части положения Трудового кодекса РФ не отвечают требованиям формальной определенности.

Указанное квалифицируется как коррупциогенный фактор - юридико-лингвистическая неопределенность, выразившаяся в употреблении двусмысленного термина - орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пп. «в» п. 4 Методики).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Из изложенного следует, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из равенства всех перед законом и судом, установленному статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, который может быть обеспечен только при условии ее ясности, единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.

Использование двусмысленных терминов, понятий и формулировок, с неясным, неопределенным содержанием, допускающих различные трактовки, повышает вероятность произвольного применения норм, и соответственно, риски проявлений коррупции.

В рассматриваемом случае неопределенность правовых норм ведет к их неоднозначному пониманию, создает сложность в правоприменении, в первую очередь,  органами местного самоуправления района и поселения, входящего в его состав.

Использование двусмысленного термина вносит неясность в организационный механизм направления работодателем уведомления о произошедшем несчастном случае.

 

12. Проведение мониторинга в сфере законодательства, регулирующего порядок рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

 

Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 04 марта 2013 года № 183 (далее – Правила), определяют порядок, в соответствии с которым граждане с помощью современных технологий могут донести до власти и общества свои предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления.

Как следует из Правил, для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации общественной инициативы создаются экспертные рабочие группы соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального).

Согласно  пункту 23 Правил состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 22 Устава Елизовского муниципального района структуру органов местного самоуправления в Елизовском муниципальном районе составляют обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения:

1) представительный орган Елизовского муниципального района – Дума Елизовского муниципального района;

2) глава Елизовского муниципального района;

3) администрация Елизовского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган;

4) контрольно-счетная палата Елизовского муниципального района – контрольно-счетный орган Елизовского муниципального района.

Из пункта 23 Правил не представляется возможным установить к полномочиям какого из органов местного самоуправления относится создание экспертной рабочей группы муниципального уровня, утверждение ее состава.

В связи с указанным, возникает правовая неопределенность в применении поименованной выше нормы Правил, что влечет невозможность реализации их положений на практике.

Указанное квалифицируется как коррупциогенный фактор - юридико-лингвистическая неопределенность, выразившаяся в употреблении двусмысленного термина - «органами местного самоуправления» (в соответствующем падеже) (пп.в п.4 Методики).

 

13. Проведение мониторинга правоприменения законодательства в сфере обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

 

Согласно пункту 11 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 897 (далее – Положение), для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных предприятий, аэропортов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности.

Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из представителей (руководителей) территориальных органов и предприятий министерств и ведомств, взаимодействующих с Федеральной авиационной службой России при проведении мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и возглавляется заместителем руководителя местной администрации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Как следует из статьи 2 того же Закона, муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

В состав Елизовского муниципального района, расположенного в Камчатском крае, входят 10 поселений, которые являются самостоятельными муниципальными образованиями, с собственными органами местного самоуправления, в том числе местными администрациями.

Аэропорт г. Елизово расположен в границах Елизовского городского поселения, входящего в состав Елизовского муниципального района.

В связи с указанным, возникает правовая неопределенность в применении поименованной выше нормы Положения в случаях, когда аэропорт находится одновременно на территории двух муниципальных образований – например, муниципального района и входящего в его состав поселения, а именно неясно:

1) заместитель руководителя какой из местных администраций (района или поселения) должен возглавлять  аэропортовую комиссию по авиационной безопасности, поскольку каждое из них обладает статусом муниципального образования и у каждого из них имеется собственная местная администрация,

2) правовым актом какой местной администрации (района или поселения) утверждается состав аэропортовой комиссии по авиационной безопасности в случаях, когда аэропорт находится одновременно на территории двух муниципальных образований – например муниципального района и входящего в его состав поселения.

В указанной части Положение не отвечает требованиям формальной определенности.

Указанное квалифицируется как коррупциогенный фактор - юридико-лингвистическая неопределенность, выразившаяся в употреблении двусмысленного термина - заместителем руководителя местной администрации (пп.в п.4 Методики).

 

 

14. Проведение мониторинга правоприменения законодательства в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

 

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

При этом законодательством не установлено, сколько раз указанные субъекты имеют возможность реализовать соответствующее преимущественное право.

 

15. Проведение мониторинга в сфере государственного регулирования правоотношений в области противодействия коррупции.

 

15.1. Существенным упущением Федерального закона № 273-ФЗ является отсутствие в нем организационного закрепления противодействия коррупции. В статье 5 Федерального закона закреплена возможность создания Президентом Российской Федерации органов по координации деятельности в области противодействия коррупции, но не установлены их компетенция, порядок формирования, отчетность.

В статье 6 Федерального закона закреплены основные меры по профилактике коррупции, однако, неизвестно к чьей компетенции относится, и в каком порядке будет проводиться «формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению».

15.2. Реализация органами местного самоуправления мер по противодействию коррупции на практике показывает, что в целях дальнейшего развития антикоррупционного поля имеет место необходимость совершенствования федерального законодательства по следующим направлениям:

а) в целях формирования правопослушного поведения гражданина необходимо предусмотреть в федеральных образовательных стандартах всех уровней образования требования по созданию у обучающихся стойкого внутреннего убеждения о недопустимости коррупциогенного поведения;

б) целям организации более эффективной проверки сведений о доходах может способствовать механизм, при котором вся информация, необходимая для осуществления проверки, концентрировалась бы в одном органе, например, налоговом;

в) в целях формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции необходимо разработать на ведомственном уровне курс лекций, бесед, рекомендаций с привлечением ученых, психологов, юристов, работников культуры и др., с целью выработки единого подхода к данной теме.

15.3. Кроме того, требует детального урегулирования следующий вопрос. Так, Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает, что непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

В отношении же лиц, уже состоящих на государственной или муниципальной службе, в случае нарушения ими обязанности по предоставлению указанных сведений предусмотрено освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности.

Меры дисциплинарного взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (ст. 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года 25-ФЗ).

Таким образом, обязательным элементом состава дисциплинарного проступка является вина нарушителя.

Однако непредставление указанных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера может быть и невиновным.

Например, супруга (супруг) муниципального служащего может отказаться предоставить такие сведения. В связи с этим требует разъяснения вопрос применения мер дисциплинарной ответственности к муниципальному служащему в таких случаях.

Все эти обстоятельства негативно сказываются на эффективности борьбы с коррупцией.

По мнению Администрации Елизовского муниципального района наряду с применением в антикоррупционных целях мер административного и уголовно-правового воздействия целесообразно рассмотреть вопрос о более широком использовании гражданско-правовых методов противодействия коррупции.

 

16. Проведение мониторинга в сфере исполнения наказания в виде обязательных, исправительных работ (в том числе в пределах действия Уголовного кодекса РФ, а также Уголовно-исполнительного кодекса РФ) по следующим основаниям:

 

Согласно ст.ст. 49, 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 25, 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Учитывая, что в состав Елизовского муниципального района входят 10 поселений, которые являются самостоятельными муниципальными образованиями, с собственными органами местного самоуправления, возникает сложность в применении поименованных норм, в части определения органов местного самоуправления, которыми должны утверждаться названные перечни, а именно, органами местного самоуправления района или поселений, входящих в его состав.

 

17. Проведение мониторинга в сфере законодательства об опеке и попечительстве.

 

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Таким образом, указанной статьей установлено общее правило о назначении опекунов (попечителей) по месту жительства лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства.

При этом как следует из п. 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 (далее - Правила), гражданином, выразившим желание стать опекуном, документы представляются в орган опеки и попечительства по месту своего жительства.

Согласно пункту 9 тех же Правил орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (решение о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

 Таким образом, Правилами установлено общее требование об установлении опеки (попечительства) соответствующим органом по месту жительства потенциального опекуна (попечителя).

В указанной части положения Правил противоречат Федеральному закону от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

 

Прочитано 31 раз Последнее изменение Вторник, 29 Мая 2018 16:57
ud


Экстренные телефоны

единой диспетчерской дежурной службы (ЕДДС):

112

8-924-894-04-06

E-mail: edds@elizovomr.ru

eddselizovo@mail.ru

Полезные ссылки

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)